Обратите Ваше внимание на небольшую игру слов: «Кукольный театр» — часто слышим мы или «Театр кукол». Так каким же словосочетанием по отношению к Куклам и «волшебникам» — актерам, которые создают этот мир, будет вернее называть это искусство?
Конечно, «ТЕАТР КУКОЛ»! Почему? Словосочетание «кукольный театр» является не совсем корректным. Поскольку прилагательное «кукольный» в русском языке чаще ассоциируется, как «ненастоящий». Думаю, вы согласитесь, что сказочный мир кукол, чаще бывает менее фальшивым, более настоящим, непритворным и правдивым, чем наша повседневность.
Конечно, куклы обычно оживают в ловких руках людей – актеров театра кукол, но и сами куклы обладают, как и любое живое существо, своим характером, который находит выражение в маске куклы, ее костюме. В искусстве театра кукол очень важны детали, мелочи. Можно сказать — какая разница, у куклы–Гусара усы будут с завитками или просто тонкими прутиками торчать в разные стороны? На самом деле это очень важно! Ведь благодаря таким нюансам, в первую очередь, актер понимает характерность куклы, чувствует ее душу, то есть ее проявления в голосе и пластике. И тогда перед зрителем предстает самый настоящий Гусар – франт или Гусар-педант.
Виды кукол, а соответственно и пространственное решение сценической площадки, бывают разные. Пальчиковые, перчаточные, гапитно-тростевые куклы, которые обычно управляются снизу, и актёры-кукловоды в театрах этого типа скрыты от зрителей ширмой.
Мимические, планшетные, вертепные, теневые, ростовые куклы, которые управляются на уровне актёров-кукловодов либо со стороны, либо изнутри и бывают как объёмными, так и плоскими. Куклы-марионетки, управляемые сверху с помощью ниток, прутов или проволоки. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской. Без сомнения, каждая из них требует отдельного внимания. И мы обязательно с ними познакомимся поближе.
Сейчас всё чаще в театре кукол взаимодействие актёров с куклами осуществляется «открыто», то есть актеры не прячутся от зрителей за ширмой. Также встречаются спектакли, где Кукла является равным партнером драматического актера. Этот театральный синтез, сотрудничество актеров и кукол, создает атмосферу искренней и душевной сказочности детского спектакля.
Такой прием вы можете встретить в детском театре Домика Фанни Белл, когда придете на спектакль по произведению Томи Унгерера “Криктор”.
Автор: Татьяна Батманова