Blog

Испанские каникулы с «Титиримунди»

Спектакль «Я делаю мир» режиссёра Александры Ловянниковой с 11 по 16 мая 2016 года побывал в Испании, в Сеговии, куда нас пригласили на международный фестиваль театра кукол «Titirimundi». Актёры Пётр Вяткин и Татьяна Мелентьева рассказали о своих впечатлениях от гастролей в интервью «Домику Фанни Белл».

Материал подготовила Александра Солдатова.

Петр Вяткин: «В Испании мы познакомились с лучшими в мире кукольниками и сходили на их спектакли, даже видели знаменитого Жорди Бертрана! На фестивале была организована важная вещь: участники обедали и ужинали в одном ресторанчике, благодаря чему все передружились.

Пожалуй, больше всего я радовался на постановке «Панч и Джуди» Джуди-Род Бёрнетта. Это английская классика кукол. У них есть там такой мистер Панч, и он всех колотит дубиночкой. Он подлец, делает всякие гадости, но при этом ещё и герой. Мы весь спектакль ждём: когда же его накажет судьба, когда же Бог вмешается, почему он всех обижает? Но градус преступлений только повышается.

Вначале он обидел своего ребенка, потом жену, потом убил полицейского… После полицейского страдает крокодил, после крокодила сам Сатана. После Сатаны он пытается убить клоуна, у него и это получается. Каждый раз, когда предоставляется возможность кого-нибудь убить, он спрашивает у детей, у зрителей: «Убить или нет?». И дети громко кричат: «Даааа!!!» – и он жестоко колотит всех своей дубинкой.

Звучит странно, но было очень весело и круто, потому что это настоящая терапия: мы видим жуткого подлеца, при этом освобождаемся от собственного негатива и грехов. Это очищает и это очень смешно. Очевидно, что хулиган должен получить по заслугам, но он не получает! В Италии этот же персонаж называется Пульчинелла, у нас Петрушка, а у англичан, вот, мистер Панч».

Татьяна Мелентьева: «Спектаклем «Панч и Джуди» я была шокирована. Я даже не знала, что такое можно показывать детям. А они ещё смеются! Я, правда, была поражена до глубины души, было неприятно в какие-то моменты. Аля с Петей просто больше знали про этот тип театра, они немножко ввели меня в курс дела, а потом мы познакомились с исполнителем, Родом Бёрнеттом, стали с ним дружить, и я как-то смирилась. Но впечатление в целом  осталось, конечно, противоречивое от того, как это может влиять на детей.

Специфический театр кукол в Европе, особенно уличный. В большинстве своём он площадной. Главное впечатление – это спектакль «La Pendu», который мы посмотрели накануне вечеринки. Весь спектакль вёл музыкант, у которого словно было 40 рук и ног. Он играл одновременно и на инструментах, и как актёр. Это было виртуозно, такого исполнения я не встречала никогда.

Меня очень впечатлила архитектура Сеговии: все эти старинные здания, акведук, сама историческая атмосфера создавала возвышенный настрой. Это идеальная атмосфера для кукольного фестиваля. Мне безумно понравился выходной в Мадриде.

Покорил нас своим обаянием директор «Titirimundi», Фернандо. К нему как к человеку возникла глубокая симпатия. Он болеет своим делом, следит, чтобы всем было хорошо, чтобы все узнавали новое, смотрели, обменивались опытом. Он немножко тревожный, даже суетливый иногда, прямо как ребенок, но он делает серьёзные вещи и делает их совершенно искренне. Я бы сказала даже как-то по-русски, душевно.

Очень важным было знакомство с Крисом и Микой. С ними как будто переносишься в прошлое, в такое доброе Средневековье. Они делают сказку в самом глубоком смысле слова: они сами сказочные, и куклы их волшебные. Не знаю, встречу ли я ещё когда-нибудь такое в жизни, какие-то нереальные люди.

Навсегда в моей памяти останется финальная вечеринка, когда все участники отмечали окончание фестиваля. Это был дождливый вечер, мы собрались в галерее современного искусства во дворце, где до этого играли «Я делаю мир». Очень старинное здание с колоннадой и внутренним двором, там только «Ромео и Джульетту» снимать. Я сначала смутилась, что идёт дождь, куча народу, так что яблоку упасть негде. Но потом запели национальные песни и настроение резко исправилось. Я таких красивых в жизни не слышала! Хотя была до этого в Испании пару раз. Было так классно! Люди танцевали под дождём.

Поездка эта стоит отдельно от всех моих воспоминаний. Её ни с чем нельзя сравнить. И даже не описать словами, она как из книжки. Начиная с архитектуры, и заканчивая людьми, которые 30 лет уже находятся там и делают фестиваль кукол. Все разные, необычные и полностью погружены в своё дело. Традиционный кукольный театр – я даже не думала, что он может существовать в наше время. У нас ведь сейчас всё держится на интернете, новых информационных технологиях. А европейский кукольный театр уходит корнями вглубь веков, это очень необычно. Эта поездка останется в моём сердце навсегда».

***

Международный фестиваль театра кукол «Titirimundi» проводится  ежегодно с 1985 года и является огромным событием для маленького городка. Его мероприятия – кукольные спектакли со всего мира, мультфильмы и даже авторское кино с участием кукол – заполняют буквально все улочки и дворики. Театральную программу сопровождают выставки и мастер-классы артистов кукольного жанра.

Город Сеговия был основан как римское поселение ещё до нашей эры и современному искусству существовать в его античных стенах особенно почётно. Фестиваль гордится тем, что объединяет исконные традиции театра кукол с живой фантазией молодых кукольников. Такой микс находит поддержку у испанских зрителей и множества туристов, ежегодно съезжающихся всей семьёй в Сеговию, чтобы лично познакомиться с куклами всего мира.

Всего в Titirimundi в этом году участвовало 280 представлений со всех уголков планеты: Аргентины, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Дании, Италии, Нидерландов, Португалии, Тайваня, Уругвая, Франции, Чехии, Чили. Кроме «Домика Фанни Белл», Россию на фестивале представлял московский Театр «Тень» со спектаклем «Энциклопедия драконов» режиссёра Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской. Театр приехал в Сеговию на своём знаменитом микроавтобусе под названием «Скорая театральная помощь», и на протяжении всех дней крошечный шедевр демонстрировали прямо внутри театромобиля. А спектакль «Домика Фанни Белл» проходил старинном дворце, под сводами огромного голубого шатра. Внутри уютной декорации двое молодых актёров выстраивали для зрителей бумажный мир, попутно рассказывая историю становления человеческой цивилизации.

Организаторы «Титиримунди» признались, что давно следят за развитием российского театра кукол, и в следующем году покажут в Испании уже шесть спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга и Вологды.