Педагоги Театральных студий для дошкольников «Домик Фанни Белл» Сергей Мелконян и Наталья Барило ответили на вопросы рубрики «10 вопросов эксперту» в блоге «Lucky Child».
Автор: Надежда Круглова
Волшебный мир: 10 вопросов к руководителю театральной студии
Театр – это место высокой концентрации искусства и человеческих эмоций, место самовыражения и самосовершенствования. Не все способны быть актёрами и актрисами, но и не это главное, когда вы решаете привести своего ребёнка в театральную студию. Главное то, что маленький человек учится раскрываться миру, понимать, как не потеряться в социуме, как не бояться быть смешным
О том, как работает театральная студия для детей и что такие занятия могут дать вашему малышу, мы поговорили с актрисой, режиссёром, педагогом и руководителем филиала Театральной студии для дошкольников «Домик Фанни Белл» Натальей Барило и педагогом этой студии, актёром театра и кино Сергеем Мелконяном.
- Начиная с какого возраста вы рекомендуете посещение ребёнком театральной студии?
Наталья Барило: На мой взгляд, примерно с трёх-четырёх лет. С того момента, когда ребёнок начинает активно обращать внимание на мнение окружающих и оценивать себя, учитывая это мнение. Когда понемногу появляется боязнь быть смешным или показаться глупым, и ребёнок начинает закрываться. И, конечно, когда у малыша есть хоть небольшая усидчивость. У каждого ребёнка это очень индивидуально.
- Есть ли какие-то качества, которые должны присутствовать в ребёнке, чтобы его приняли в театральную студию?
Сергей Мелконян: Поскольку почти все занятия проходят в игровой форме, то, чтобы попасть в студию, особенные качества ребёнку не нужны. Все дети любят играть. Это уже задача педагога заинтересовать детей так, чтобы ему понравилось, и он хотел выполнять какие-то задания. Только после нескольких занятий ребёнок понимает, интересно ему это или нет. Мне кажется, ребёнок выбирает студию, а не она его, поэтому качества, которые присущи актёрам, развиваются уже в ходе занятий в театральной студии.
- Чем отличается занятие в театральной студии от занятия в обычной школе раннего развития?
Наталья Барило: В нашей студии мы не занимаемся мелкой моторикой, не учим буквы и цифры, а стараемся пробудить творческую фантазию, развить внимание и координацию, учим детей ничего не бояться, в хорошем смысле этого слова.
- Кто ваши преподаватели? Какое отношение они имеют к театру?
Наталья Барило: Педагоги наших театральных студий – это профессиональные актёры, режиссёры, художники театра и кино. Среди них – выпускники ведущих театральных и творческих вузов: РАТИ (ГИТИС), ВТУ им. В.С. Щепкина, Театральный институт им. Б. Щукина, ВГИК им. С.А. Герасимова, СПбГАТИ. Это опытные и востребованные практики театра и кино. Многие из них, к тому же, заняты в спектаклях театра «Домик Фанни Белл», а также сами являются авторами постановок для детей. Помимо театрального образования, преподаватели имеют профессиональный опыт работы с детьми, некоторые являются дипломированными психологами и педагогами и авторами собственных педагогических программ.
- Как обычно проходят занятия?
Сергей Мелконян: Всегда есть план на предстоящее занятие, в котором в два раза больше упражнений, чем можно уместить в один час. Это необходимо, поскольку задания могут не заинтересовать или не получаться у детей. Здесь очень важно попытаться почувствовать настроение ребят: кто-то после пробок, кто-то после сна, и именно от этого нужно отталкиваться при выборе того или иного упражнения.
- Можно ли выделить направления обучения?
Наталья Барило: Все задания направлены на то, чтобы помочь ребёнку стать более внимательным, координированным, развить память, риторические способности, творческую фантазию и свободу. Мы не ставим перед собой цель сделать из ребёнка актёра. Он вырастет и сам выберет свою дорогу. Нам просто хочется сохранить в ребёнке индивидуальность и не дать ему закрыться. Чтобы он не боялся быть собой.
- Присутствуют ли родители на занятиях? Влияет ли присутствие родителей на работу учеников?
Сергей Мелконян: Родители, как правило, не присутствуют, если это только не первое занятие (пробное). Без родителей дети более расслабленные, их не сковывает пристальный любящий взгляд родителей.
- Если ребенок стеснительный, можно ли это изменить на занятиях по театральному искусству?
Наталья Барило: Я бы всем стеснительным людям – не только детям, но и взрослым – рекомендовала бы посещать театральную студию. Чтобы они стали более свободными, смелыми и творчески открытыми. Как часто дети идут в школу, выходят к доске, всё знают, но молчат! Как раз занятия в театральной студии снимают этот страх, эту робость, стеснительность.
- Чем оканчивается курс обучения театральному искусству? Маленькие ученики принимают участие в каких-либо отчётных спектаклях?
Наталья Барило: Да, каждые два месяца у нас проходят открытые уроки. Что в себя включают эти уроки, зависит от творческой фантазии педагога и детей. Это может быть композиция из сценок и упражнений, чтецкий вечер или спектакль, сочинённый педагогом, детьми и художником. Иногда все вместе в едином творческом порыве самозабвенно рисуют декорации, а потом играют в них.
- Какого результата ожидать родителям по окончании обучения? Какие изменения можно будет заметить в своём ребёнке?
Сергей Мелконян: Ожидание результата, по моему мнению, – это самая главная ошибка многих родителей. Если на открытом уроке ты видишь свободного ребёнка, не забитого правильностью упражнений и чётким произношением текста, не боящегося ошибиться, быть смешным или серьёзным, то это уже и есть результат. Результат вообще плохое слово, главное – процесс. Процесс увлечения игрой в театр, игрой во внимание, речь, общение. Тут каждый родитель, если внимательно посмотрит на своего ребёнка, заметит изменения.