Люблю говорить — это помогает думать. (Томас Элиот)
Все высшие психические функции человека опосредованны речью. Поэтому полноценное развитие речи необходимо человеку не только для социализации, но и для развития интеллекта. Очень многое говорит о человеке его манера речи, словарный запас, интонации, умение донести мысль, уместность или неуместность высказывания.
Воспитание речи начинается с рождения, кода ребенок слышит обращенную к нему речь и воспринимает ее. Самые первые упражнения для развития речи ребенка — очень простые, и многие родители делают их интуитивно: например, когда вы корчите смешные рожи ребенку, а он за вами повторяет (вытягивает губы в трубочку, широко улыбается, цокает язычком). Еще не умея говорить, ребенок учится управлять своими органами артикуляции.
Начиная с годовалого возраста, ребенок активно накапливает словарный запас. К двум годам, в норме, появляются первые предложения: «Мама, дай», «Папа сё» (папа пришел).
С трех лет можно понемногу предлагать ребенку артикуляционные игры-упражнения для развития речи. Они широко описаны в логопедической литературе. Приведем пример некоторых упражнений для развития связной речи ребенка:
Очень важным для развития связной речи ребенка является правильное, чистое произношение звуков и слов в период обучения письму, так как письменная речь формируется на основе устной. Очень часто звуки, неправильно произносимые детьми в речи, заменяются на письме.
Упражнения для развития речи ребенка…
Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует чрезмерно форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, не соответствующими его возрасту упражнениями для развития речи, заставлять повторять длинные и непонятные слова , учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно произносить шипящие, звук «р»), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.
Важно доброжелательно и очень корректно исправлять речевые ошибки, весело, в игровой форме, вместе с ребенком выполнять упражнения для развития речи.
Важный совет: никогда не стоит смеяться над детьми — иначе есть серьезный риск отбить у ребенка желание учиться говорить и даже спровоцировать логоневроз.
Параллельно с работой над правильной артикуляцией нужно заниматься развитием словаря, грамматического строя речи (верные употребления множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов, предлогов, согласований и т.д.), упражнениями для развития связной речи ( одно из самых распространенных — рассказ по картинке или серии картинок), развитием интонационной выразительности.
Однако, нужно помнить, что для ребенка такие занятия должны быть интересными. Важно проводить их в форме игры, останавливаться или делать перерывы, если ребенок устал, менять виды деятельности, использовать красочные интересные картинки.
Хочется пожелать родителям настоящего интереса, терпения, методичного и творческого подхода к этому важному и увлекательному процессу — овладению их детьми речью!
“Мне очень нравится дружить с детьми, потому что дети-настоящие! И взрослым есть чему от них поучиться. У меня две профессии- актриса и логопед. Я веду детскую театральную студию, иногда снимаюсь в кино и иногда записываю веселые передачи на детском радио. Люблю кататься на велосипеде и роликах, собирать грибы, запах после дождя и радугу. Я так много люблю, что в двух словах и не скажешь!” Наталия Перель.