Blog

Рассказывая о начале своего творческого пути, Свен Нурдквист, автор самой любимой детской книжной серии в мире про Финдуса и Петсона, говорит, что автором детских книг ему пришлось стать «поневоле».

Свен Нурдквист создаёт на страницах своих книг совершенно самостоятельные миры, в которых его нарисованные персонажи как будто бы дописываются словом, а слова вырисовываются в объёмные картинки. В новом сезоне 2017/2018 театр “Домик Фанни Белл” готовит третью премьеру по мотивам приключений Петсона и Финдуса, а пока мы вспоминаем самые яркие страницы – в буквальном смысле этого слова – творческой биографии Свена Нурдквиста, чтобы попытаться ответить на вопрос: с чего же всё начиналось – со слов или красок?


Проба пера и кисти

Рассказывая о начале творческого пути, Свен Нурдквист, с долей иронии по отношению к своему писательскому дарованию, говорит, что автором детских книг ему пришлось стать «поневоле». Чтобы участвовать в конкурсе иллюстраций, который проводило издательство «Opal», нужно было что-то проиллюстрировать. А поскольку детские писатели в ближайшем окружении художника не водились, ему ничего и не оставалось, как сочинить собственную – первую в своей жизни историю для детей – книгу «Агатон Эман и алфавит».

В конкурсе Нурдквист победил, а оправдавший доверие подход к творчеству новоиспечённый детский писатель продолжил применять и дальше. Не желая подстраиваться под других авторов в ущерб своей творческой свободе, он стал сам писать книги для детей. Писать, чтобы рисовать свои сказочные иллюстрации.

Без любви к свободному рисованию и масляной живописи, кстати, возможно, не было бы и многих последующих иллюстраций художника. Для вдохновения перед работой Свен Нурдквист нередко берётся за краски – как он говорит, для творческого «разогрева».


«Жизнь в картинках»: автопортрет

Писатели, желая поведать миру о себе, пишут мемуары. Художники пишут автопортреты. Художник, писатель, иллюстратор детских книг Свен Нурдквист и тут сохраняет верность себе, своему творческому кредо.

Для поклонников, интересующихся его творческой биографией, совсем недавно он создал специальный альбом, полный замечательных иллюстраций к собственной жизни. Альбом «Жизнь в картинках», выпущенный издательством «Белая ворона», подробно иллюстрирует не только известные, но и совсем неожиданные страницы творческого пути художника, в том числе знакомит с его работами в самых разных жанрах живописи.


Босх для дошкольников

Эту книжку Свен Нурдквист любит больше всего, как раз потому, что в ней текст и вообще история занимают совсем незначительное место. Книга «Где моя сестра?» задумывалась автором вообще как книга без слов. И эскизы к ней были готовы задолго до того, как Нурдквист придумал свою знаменитую серию «Петсон и Финдус».

Неудивительно, что рисунки к этой книге оказались такими живописными и даже масштабными, что удостоились даже сравнения с работами совсем не детского художника. Книгу «Где моя сестра?» сопровождает неожиданное целевое определение: «Босх для дошкольников».

 

Театральные гастроли Петсона и Финдуса

В книжной серии про “Петсона и Финдуса” так все обаятельно нарисовано самим автором Свеном Нурдквистом, что не всякий режиссер возьмется ставить спектакль по его историям. Каждый ребенок, однажды взявший книгу об озорном котёнке и его сварливом хозяине, точно знает, как выглядят любимые герои и узнает их, пожалуй что, даже с закрытыми глазами.

Проверку на настоящесть Петсон и Финдус в спектаклях “Механический Дед Мороз”  и “Петсон и Финдус против: Охота на лис”  в театре “Домик Фанни Белл” проходят с первого детского взгляда. Режиссер Елена Лабутина не просто добивается внешнего сходства, а как будто дает первоисточник, с которого все и было списано. Как будто все так и было, а Свен Нурдквист подсмотрел и запечатлел. (Хотя, конечно, все наоборот). В третье приключение на сцене театра Финдус и Петсон отправятся по книге “Именинный пирог”.

 

Виктория Канафеева, Анна Куусмаа