БЛОГ


В Детском камерном театре «Домик Фанни Белл» никогда не боялись экспериментировать с жанрами, на первый взгляд, сложными для детской сцены и достойными только взрослого театра. Авторы спектаклей театра с лёгкостью импровизируют с музыкальными, литературными и визуальными жанрами, сочетают драматические и цирковые элементы, работают в жанре «театра художника» и многих других.

А всё потому, что к детям здесь относятся, как нигде, серьёзно. И говорят с ними на равных, а где-то, может быть, даже с чуть большим доверием, чем со взрослыми. Но самое главное, детей здесь хотят не только развлекать или поучать. Их здесь очень внимательно и с самым искренним интересом хотят услышать.

Текст: Виктория Канафеева

Театральное «сказительство» как метод доверия

Новый проект театра «Домик Фанни Белл» под названием «Семейные чтения» вдохновлён, главным образом, именно этим стремлением ещё ближе познакомиться со зрителем и раскрыть потенциал своей аудитории, сделать театр еще ближе и безусловнее. Идеальным способом общения с аудиторией как раз и представился формат, чем-то близкий недавно зародившемуся на театральной сцене жанру сторителлинга, но, вместе с тем, и не ограниченный жёсткими жанровыми рамками. Спектакли в рамках проекта «Семейные чтения» познакомят аудиторию театра с самыми разными формами театрального «сказительства».

Проект «Семейные чтения» – это серия театральных вечеров для семейной аудитории, на которых взрослым и детям будут читать и в игровой форме рассказывать истории по произведениям любимых детских писателей. Семейный формат таких вечеров будет поддерживаться, в первую очередь, за счёт камерной и действительно по-домашнему уютной обстановки самого театра. Но всё-таки самое главное, что делает такую форму взаимодействия с аудиторией по-настоящему тёплой и доверительной, это тот способ обращения с литературным словом и его передачи, который применяют авторы постановок. Способ, который создаёт атмосферу доверия между рассказчиком и слушателем.

Сторителлинг и «детство» театра

Первоначально применявшийся в таких направлениях, как медиа, маркетинг и психотерапия, метод сторителлинга неожиданно вернул в театр слово как непосредственный способ общения. Просто рассказывая истории, а не перевоплощаясь в персонажей, не изображая кого-либо, актёры учились разговаривать со зрителями напрямую. И вместе с тем учились новой степени душевной откровенности, потому что говорили действительно от себя, а не от лица другого.

Немудрено было детскому театру заинтересоваться подобным жанром. Здесь неслучайно вспоминаются первые опыты и сценические работы первооткрывателей сторителлинга. Работы известного сторителлера из Дании Йеспера Андерсена, например, многим изначально напоминали именно детские спектакли. Такие формы «сказительства» как будто и сам театр возвращают в его собственное детство, к самой его колыбели, к старинным фольклорным и эпическим жанрам. К тем временам, когда не было записанных на бумаге пьес, а истории передавались из уст в уста, от сказителя к сказителю. Когда разыгрывали перед публикой свои действа бродячие певцы, менестрели и прочие. Которые умели создавать сказочные миры только при помощи слова, без сложных декораций и больших трупп.

Взаимный опыт искренности

Подобного рода рассказами в семейном театральном кругу и будут спектакли проекта «Семейные чтения». И хотя жанровые формы спектаклей могут быть разными, все их объединяет одно – искренняя интонация рассказчика, призванная вызвать и в зрителе соответствующий отклик. То есть научить и взрослых, и маленьких зрителей говорить с той же степенью доверия и откровенности, раскрывать свой душевный и творческий потенциал.

Зрители, становясь непосредственными участниками процесса рассказывания историй, сами научатся нелёгкому мастерству рассказчика. Такой опыт неизбежно пробуждает воображение, развивает фантазию и, конечно же, речевые навыки, умение выражать эмоции и не стесняться проявлять себя. Для самих же авторов проекта этот опыт станет новой формой общения с семейной аудиторией. Ведь каждый раз актёры будут заново учиться не только рассказывать истории, но и слушать своих зрителей.

Участники проекта

Одними из первых участников проекта «Семейные чтения» в театре «Домик Фанни Белл» выступят Творческое Объединение 9 со спектаклем «Вафельное сердце» по книге молодой норвежской писательницы Марии Парр и проект «Студия историй» с постановкой «Нильс Всемогущий» по знаменитой сказке Сельмы Лагерлёф.

Авторы о своих постановках:

Иван Пачин, режиссёр спектакля «Вафельное сердце»:

«Мы очень любим издательство «Самокат» и стараемся читать все книги, которые они выпускают. Когда в наши театральные руки и умы попала книга «Вафельное сердце», написанная, переведенная и изданная с такой любовью, искренностью и вдохновением, то ответ на вопрос: «а что же нам поставить?» родился сам собой.

Главное в нашем спектакле «Вафельное Сердце» – это книга. Именно она вдохновила режиссера на создание нового произведения, а именно моноспектакля. Мы хотим напомнить детям, как здорово читать книги! Настоящие, бумажные книги, не айпады, айфоны и прочие гаджеты, а именно книги! Читать – это совсем не скучно, тем более, когда выходят такие творческие и изумительные издания!

На наш взгляд, спектакль получился очень созвучным с книгой и с автором. Мы используем современные художественные приемы, многие декорации – обычные вещи, которые есть в каждом доме… Это важно, так как воображение – это не сверхъестественная вещь, воображение есть у всех и каждого, вопрос, умеем ли мы им пользоваться?! И предметы, используемые на сцене – не волшебные, а самые простые, стоит лишь взглянуть на них под другим углом. История дружбы, история побед и поражений, авантюризм, счастье – абсолютное детское, и радость, не сравнимая ни с чем, — вот о чем наш спектакль. Ведь все мы дети и совсем не важно, сколько нам лет!».

Ирина Векшина, режиссёр спектакля «Нильс Всемогущий»:

«По сути, наши спектакли – это своеобразное сказительство с акцентом на личности рассказчика. Всё внимание зрителей сконцентрировано на том, как он рассказывает, как выстроена история: чёткая драматургическая линия с возможностью актёрских импровизаций. То есть артисты не играют, как в ТЮЗе, а рассказывают и одновременно с этим показывают всех персонажей, действие и своё отношение к истории, а ещё постоянно обращаются к зрителям то с вопросом, то с просьбой подыграть. Это такой живой театр, в котором все включены в историю и потому она откликается каждому».

 

Олег Куксовский, режиссёр спектакля «Нильс Всемогущий»:

«Storytelling – это тоже театр, но театр, который «приходит к тебе». Это универсальный жанр, который используется во многих областях. Сторителлером может быть кто угодно. Здесь важно, как ты рассказываешь, про что ты рассказываешь и насколько эта история находит отклик в аудитории, которой ты транслируешь историю.

Актер постоянно наблюдает за вашей реакцией, он ищет отклик у вас, а когда понимает, что история вас зацепила, тогда он, образно говоря, «берет вас за руку» и уводит в свою историю. Актер вместе с вами делает шаг за шагом, он постоянно следит, чтобы вы не потерялись по пути, не забылись в своих мыслях и не выключились из истории.

Сочиняя историю, надо помнить, что она должна отражать вашу точку зрения и одновременно находить отклик в сердцах и умах зрителя. Умение рассказывать увлекательно – одно из важнейших качеств, которым должен обладать современный человек».

Leave your thought here

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

X