Blog

История театрального искусства берет свое начало в глубокой древности. Но, как известно, ни древние греки, ни средневековые театральные деятели, ни руководители шекспировского театра, ни создатели итальянского Дель Арте не озадачивались постановкой спектаклей для детей.

Да, дети, так или иначе, ходили в театр. Ребятишки бедноты делали это безнадзорно. Устроившись на галерке или повиснув на деревьях, окружающих уличную театральную площадку, они познавали мир через театр для взрослых. Дети аристократов и буржуа ходили в театр вместе с родителями. Но смотрели они опять-таки взрослые спектакли или оперные и балетные постановки.

Нельзя не вспомнить школьные и университетские театры, имеющиеся при учебных заведениях, где ученики и студенты играли свои спектакли по мотивам легенд и мифов, а также произведений авторов-классиков. Школьные театры открылись в Европе в XV веке — затем, в XVII веке, традицию подхватила Россия.

Школьный театр. Германия XV век

Домашние театры знати, как показатели высокого культурного уровня семьи, появились практически одновременно с театром профессиональным. С Древней Греции до наших времен традиция семейных театральных постановок живет и процветает. Участие в домашних постановках детей было обязательным всегда и везде. Дети украшали любое действо если не талантами, то своей непосредственностью.
И все бы хорошо, но школьные и домашние театры далеки от представления о детском театре , каким мы сегодня знаем и понимаем его.

Бывало такое, что бродячие актеры и передвижные театральные труппы наряду со спектаклями для «большого зрителя» устраивали и небольшие детские представления, в основном кукольные — Петрушка на русских ярмарках, Пульчинелла на карнавалах Италии, Полишинель во французских городках. Эти персонажи-побратимы могли днем «рассказать» детскую занимательную историю о спасении сиротки, а вечером высмеять пороки взрослых. Это случалось изредка, ведь антрепренеры показывали спектакль только для тех детей, чьи родители были хотя бы мало-мальски платежеспособными.

Идея о детском театре обсуждалась в творческих кругах интеллигенции Европы, Америки и России, начиная с XVIII века, но дальше дебатов дело не пошло. Разовые постановки на Рождество, Пасху и другие праздники, как правило кукольные, показываемые в театральном ящике-вертепе, имели место быть. Но настоящий театр для детей со своим зданием, труппой и репертуаром открылся только в 1903 году. Тут Америка опередила, что называется, всех! Пусть это был филиал драматического театра для взрослых на востоке Нью-Йорка, но в детских спектаклях участвовали самые лучшие актеры, и ставились интересные оригинальные пьесы, имеющие большое развивающее значение.
В России же первый детский театр появился только в 1918 году при поддержке Луначарского. Начиная с 20-х годов открыли свои двери десятки ТЮЗ-ов в разных городах страны. Вначале репертуар театров для детей и юношества состоял из спектаклей-сказок и постановок по произведениям классического репертуара. Но по мере развития в афишах стали появляться детские спектакли на актуальные темы. Учитывались возрастные особенности детей, их воспитание в духе пионерского и комсомольского героизма, делался упор на изучение школьной литературной программы.

Детский балет «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»

К несчастью, театральная рутина настигла подмостки детской российской сцены. Детских театров много, спектаклей еще больше. Но совсем немногие театры смогли сохранить трепетный и искренний подход к созданию детских спектаклей, обновлять и разнообразить свой репертуар, а также предлагать юным зрителям театральные произведения с современным взглядом на мир, помогающий всестороннему развитию свободной и гармоничной личности.

Миннеаполис, США — детский театр

Как известно, краткость — сестра таланта. Наши дети с удовольствием смотрят спектакли, так называемой, малой формы. Их не утомляет долгая протяженность представления, не отвлекает от волшебства сцены буфет и антракт. Многие детские театры пошли по этому пути. Такие спектакли очень востребованы в настоящее время. Их можно показывать в социальных центрах, детских больницах, детских домах, школах и интернатах для детей с ограниченными возможностями.
Такой спектакль может прийти в гости в любой дом или квартиру. Дети имеют возможность за небольшой промежуток времени окунуться в атмосферу сказки или поучительной, но совсем не скучной истории. Ставший популярным, небольшой и тонкий интерактив, включенный в сценарий, сделает каждого ребенка соучастником спектакля, научит сопереживать и поможет полюбить красоту окружающего мира.

Чикагский ТЮЗ

Автор: Светлана Соколова