Вот, что писали «Санкт-Петербургские ведомости» в феврале 1765 года:
«Первого числа сего месяца Ее Императорское Величество изволила удостоить господина генерала-аншефа, обер-камергера, сенатора, российских орденов Белого Орла и св. Анны кавалера, графа Петра Борисовича Шереметева высочайшим своим присутствием в его доме, где приглашены были его сиятельством дамы и кавалеры первых классов и чужестранные министры. По прибытии ее величества в дом его сиятельства представлена была из знатных персон на нарочно сделанном театре французская комедия «Женившийся философ, или Стыдливый муж», сочиненная стихами г. Нерико Детуш, при которой выбраны были: директором — граф Иван Григорьевич Чернышев, указательницею мест — графиня Анна Александровна Истленьева, супруга графа Чернышева, собиратель билетов — граф Захар Григорьевич Чернышев, директор оркестра — князь Трубецкой.»
Домашние спектакли графа Шереметева занимали важное место в культурной жизни двух столиц, о них писали самые популярные в то время газеты.
Как Петру Борисовичу Шереметеву удалось создать домашний театр столь высокого профессионального уровня?
С самого раннего возраста своих детей граф Шереметев уделял особое внимание их всестороннему развитию и образованию. Он нанимал самых лучших учителей, которые обучали детей музыке, танцам, живописи.
Театральные затеи и домашние спектакли графа Шереметева ставились в его дворце в Петербурге, в «Китайском доме» на Никольской улице в Москве, а летом в усадьбе Кусково в специально построенном здании домашнего театра.
Крепостной графа, его библиотекарь Василий Григорьевич Вороблевский режиссировал домашние спектакли. Он досконально изучил секреты театрального искусства в Славяно-греко-латинской академии и с успехом совмещал функции постановщика, декоратора и художника по костюмам.
Сын графа — Николай Борисович Шереметев заведовал музыкальной частью и оркестром. Он учился музыке в Париже и Лейдене и обладал великим талантом организатора.
Дочери графа — Анна и Варвара были ведущими актрисами домашнего театра Шереметевых. Их драматическое, танцевальное и музыкальное дарование восхищало зрителей домашних театральных вечеров.
Многие роли в любительских спектаклях Шереметевых исполняли их родственники и друзья.
Кордебалет и певческая капелла набирались из крепостных. Наиболее талантливых «дворовых» детей отправляли на обучение в лучшие театральные учебные заведения России.
Яркая роскошь и великолепие праздников были нормой жизни русского дворянства эпохи XVII — XIX веков. Повсеместное увлечение театром влияло на архитектурную планировку, обстановку, быт и, что самое главное, облагораживало умы людей, воспитывало в детях чувство прекрасного и понимание красоты окружающего мира!
«Муха Цокотуха» Детский спектакль — Чаепитие!
Звуки балалайки, забавные игры с маленькими зрителями и праздничное чаепитие окунут вас в атмосферу настоящей русской ярмарки-сказки начала ХХ века. Посмотреть…