Часто родители переживают — их дети не могут запомнить, казалось бы совсем короткое и простое четверостишие. Проблема кроется в слабо развитой памяти ребенка.
Так что же такое память?
Память — это целая цепочка процессов, при помощи которых человек, в данном случае ребенок, сначала воспринимает, затем запоминает и, наконец, хранит и воспроизводит полученную информацию. Когда педагог занимается с детьми, он должен учитывать два аспекта действия процесса памяти — физиологический и психологический.
Память бывает произвольная и непроизвольная. Непроизвольная память — это, когда информация запоминается без волевых усилий: дети запоминают интересное, увлекательное и важное именно для них. Произвольное запоминание подразумевает со стороны ребенка сознательное усилие для того, чтобы запомнить полученную информацию. Опытный и внимательный педагог старается организовать занятия таким образом, чтобы произвольная память развивалась в игровой, занимательной форме. Тогда труд запоминания превратится для ребенка в интересное путешествие.
Также память делится на непосредственную и опосредованную. Непосредственное, механическое, запоминание сохраняет информацию без участия мышления, без осмысления происходящего, проще говоря — это обычная «зубрёжка». Опосредованная память предусматривает построение логических цепочек и их осмысление.
Педагог увлекает детей в мир логики и понимания происходящего вокруг.
Существует три вида временной памяти: кратковременная (удержание информации на короткий срок — около 20-30 секунд); долговременная (хранение информации в течение длительного времени — год и более) и оперативная память (регулирующая необходимость и цели применения удержанной информации) Задача педагога — научить детей сочетать в жизни и учении все три вида временной памяти, потому что нарушения каждого из трех временных аспектов ведет к нарушению развития целостной работы памяти.
По типу запоминаемой информации память делится на зрительную, слуховую и двигательную. В арсенале педагогов есть большое количество интересных упражнений и игр на запоминание слов, цифр, образов и предметов, на умение сравнивать и устанавливать связи между ними.