Blog

В Детском камерном театре «Домик Фанни Белл» никогда не боялись экспериментировать с жанрами, на первый взгляд, сложными для детской сцены и достойными только взрослого театра. Авторы спектаклей театра с лёгкостью импровизируют с музыкальными, литературными и визуальными жанрами, сочетают драматические и цирковые элементы, работают в жанре «театра художника» и многих других.

А всё потому, что к детям здесь относятся, как нигде, серьёзно. И говорят с ними на равных, а где-то, может быть, даже с чуть большим доверием, чем со взрослыми. Но самое главное, детей здесь хотят не только развлекать или поучать. Их здесь очень внимательно и с самым искренним интересом хотят услышать.

Текст: Виктория Канафеева

Театральное «сказительство» как метод доверия

Новый проект театра «Домик Фанни Белл» под названием «Семейные чтения» вдохновлён, главным образом, именно этим стремлением ещё ближе познакомиться со зрителем и раскрыть потенциал своей аудитории, сделать театр еще ближе и безусловнее. Идеальным способом общения с аудиторией как раз и представился формат, чем-то близкий недавно зародившемуся на театральной сцене жанру сторителлинга, но, вместе с тем, и не ограниченный жёсткими жанровыми рамками. Спектакли в рамках проекта «Семейные чтения» познакомят аудиторию театра с самыми разными формами театрального «сказительства».

Проект «Семейные чтения» – это серия театральных вечеров для семейной аудитории, на которых взрослым и детям будут читать и в игровой форме рассказывать истории по произведениям любимых детских писателей. Семейный формат таких вечеров будет поддерживаться, в первую очередь, за счёт камерной и действительно по-домашнему уютной обстановки самого театра. Но всё-таки самое главное, что делает такую форму взаимодействия с аудиторией по-настоящему тёплой и доверительной, это тот способ обращения с литературным словом и его передачи, который применяют авторы постановок. Способ, который создаёт атмосферу доверия между рассказчиком и слушателем.

Сторителлинг и «детство» театра

Первоначально применявшийся в таких направлениях, как медиа, маркетинг и психотерапия, метод сторителлинга неожиданно вернул в театр слово как непосредственный способ общения. Просто рассказывая истории, а не перевоплощаясь в персонажей, не изображая кого-либо, актёры учились разговаривать со зрителями напрямую. И вместе с тем учились новой степени душевной откровенности, потому что говорили действительно от себя, а не от лица другого.

Немудрено было детскому театру заинтересоваться подобным жанром. Здесь неслучайно вспоминаются первые опыты и сценические работы первооткрывателей сторителлинга. Работы известного сторителлера из Дании Йеспера Андерсена, например, многим изначально напоминали именно детские спектакли. Такие формы «сказительства» как будто и сам театр возвращают в его собственное детство, к самой его колыбели, к старинным фольклорным и эпическим жанрам. К тем временам, когда не было записанных на бумаге пьес, а истории передавались из уст в уста, от сказителя к сказителю. Когда разыгрывали перед публикой свои действа бродячие певцы, менестрели и прочие. Которые умели создавать сказочные миры только при помощи слова, без сложных декораций и больших трупп.

Взаимный опыт искренности

Подобного рода рассказами в семейном театральном кругу и будут спектакли проекта «Семейные чтения». И хотя жанровые формы спектаклей могут быть разными, все их объединяет одно – искренняя интонация рассказчика, призванная вызвать и в зрителе соответствующий отклик. То есть научить и взрослых, и маленьких зрителей говорить с той же степенью доверия и откровенности, раскрывать свой душевный и творческий потенциал.

Зрители, становясь непосредственными участниками процесса рассказывания историй, сами научатся нелёгкому мастерству рассказчика. Такой опыт неизбежно пробуждает воображение, развивает фантазию и, конечно же, речевые навыки, умение выражать эмоции и не стесняться проявлять себя. Для самих же авторов проекта этот опыт станет новой формой общения с семейной аудиторией. Ведь каждый раз актёры будут заново учиться не только рассказывать истории, но и слушать своих зрителей.

Участники проекта

Одними из первых участников проекта «Семейные чтения» в театре «Домик Фанни Белл» выступят Творческое Объединение 9 со спектаклем «Вафельное сердце» по книге молодой норвежской писательницы Марии Парр и проект «Студия историй» с постановкой «Нильс Всемогущий» по знаменитой сказке Сельмы Лагерлёф.

Авторы о своих постановках:

Иван Пачин, режиссёр спектакля «Вафельное сердце»:

«Мы очень любим издательство «Самокат» и стараемся читать все книги, которые они выпускают. Когда в наши театральные руки и умы попала книга «Вафельное сердце», написанная, переведенная и изданная с такой любовью, искренностью и вдохновением, то ответ на вопрос: «а что же нам поставить?» родился сам собой.

Главное в нашем спектакле «Вафельное Сердце» – это книга. Именно она вдохновила режиссера на создание нового произведения, а именно моноспектакля. Мы хотим напомнить детям, как здорово читать книги! Настоящие, бумажные книги, не айпады, айфоны и прочие гаджеты, а именно книги! Читать – это совсем не скучно, тем более, когда выходят такие творческие и изумительные издания!

На наш взгляд, спектакль получился очень созвучным с книгой и с автором. Мы используем современные художественные приемы, многие декорации – обычные вещи, которые есть в каждом доме… Это важно, так как воображение – это не сверхъестественная вещь, воображение есть у всех и каждого, вопрос, умеем ли мы им пользоваться?! И предметы, используемые на сцене – не волшебные, а самые простые, стоит лишь взглянуть на них под другим углом. История дружбы, история побед и поражений, авантюризм, счастье – абсолютное детское, и радость, не сравнимая ни с чем, — вот о чем наш спектакль. Ведь все мы дети и совсем не важно, сколько нам лет!».

Ирина Векшина, режиссёр спектакля «Нильс Всемогущий»:

«По сути, наши спектакли – это своеобразное сказительство с акцентом на личности рассказчика. Всё внимание зрителей сконцентрировано на том, как он рассказывает, как выстроена история: чёткая драматургическая линия с возможностью актёрских импровизаций. То есть артисты не играют, как в ТЮЗе, а рассказывают и одновременно с этим показывают всех персонажей, действие и своё отношение к истории, а ещё постоянно обращаются к зрителям то с вопросом, то с просьбой подыграть. Это такой живой театр, в котором все включены в историю и потому она откликается каждому».

 

Олег Куксовский, режиссёр спектакля «Нильс Всемогущий»:

«Storytelling – это тоже театр, но театр, который «приходит к тебе». Это универсальный жанр, который используется во многих областях. Сторителлером может быть кто угодно. Здесь важно, как ты рассказываешь, про что ты рассказываешь и насколько эта история находит отклик в аудитории, которой ты транслируешь историю.

Актер постоянно наблюдает за вашей реакцией, он ищет отклик у вас, а когда понимает, что история вас зацепила, тогда он, образно говоря, «берет вас за руку» и уводит в свою историю. Актер вместе с вами делает шаг за шагом, он постоянно следит, чтобы вы не потерялись по пути, не забылись в своих мыслях и не выключились из истории.

Сочиняя историю, надо помнить, что она должна отражать вашу точку зрения и одновременно находить отклик в сердцах и умах зрителя. Умение рассказывать увлекательно – одно из важнейших качеств, которым должен обладать современный человек».